Сергей Витальевич Горяев
(26 июля 1958, Москва — 8 сентября 2013, там же) — российский художник и архитектор. Народный художник России (2003), академик Российской Академии художеств (с 2011), член президиума РАХ (с 2011), кавалер орденов Почёта (2009) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013). Председатель Московского отделения Союза художников России. Художественный руководитель проекта Федерального военного мемориального кладбища под Москвой[1][1][2]. Профессор Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова.
Родился в Москве в семье графика-иллюстратора Виталия Горяева. В юности занимался спортом: чемпион Москвы по борьбе среди юношей, кандидат в мастера спорта СССР.
С 1975 года занялся изобразительным искусством, в 1978 году поступил в МВХПУ им. С. Строганова.
В 1979 году выступил одним из организаторов Межсекционного выставкома молодых художников Москвы, который помог участию в московских выставках студентам художественных ВУЗов, что было ранее затруднено.
В 1983 году окончил МВХПУ им. С.Строганова и поступил художником в Московский комбинат монументально-декоративного искусства.
С 1993 года являлся председателем правления, а с 2003 года художественным руководителем КМДИ.
Горяев много лет являлся председателем Московского отделения ВТОО «Союз художников России», входил в правления ещё нескольких общественных организаций, с 2011 года являлся членом президиума Российской Академии художеств.
В последнее годы жизни профессор Горяев преподавал в Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова[3].
Скончался 8 сентября 2013 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с отцом (24 участок).
Творчество
В 1980-е годы Горяев выполнял монументальные произведения для Центрального Дома железнодорожников в Москве, в 1990-е годы — для Московского международного дома музыки и Российского культурного центра на Красных холмах (арх. В. Д. Красильников, часть произведений в соавторстве с М. В. Красильниковой). Работал для Перми (люстры на железнодорожном вокзале), для города Мирный (несколько произведений для лицея) и др.
В Ханты-Мансийске с 2000 по 2011 годы он создал несколько крупных художественных ансамблей, в том числе дом-музей Народного художника СССР В. А. Игошева (2001 г.) (арх. Евгений Ингема, авт. коллектив: С. В. Горяев (руководитель), Алексей Якименко и Екатерина Данильченко). За его создание Горяев удостоен премии Правительства РФ в области культуры и обладал знаком № 1 этой премии.
В 2002 году Горяев завершил композицию «Кристалл» для Музея нефти и газа в Ханты-Мансийске (арх. В. Колосницин, соавтор М. В. Красильникова). В 2003 году было создано огромное мозаичное панно «Югра» площадью более тысячи квадратных метров для фасадов торгово-делового центра в Ханты-Мансийске (арх. В. Кубасов, руководитель авт. коллектива С. В. Горяев, художники Б. А. Успенский. Е. С. Данильченко).
В 2004—2011 годах Горяев работал над архитектурно-художественным ансамблем здания Галереи-мастерской Г. С. Райшева (Ханты-Мансийск, арх. А.Барщ, А.Родионов).
В 2008—2010 годах Горяев работал над ансамблем мозаичных панно в декоративных рамах из кованого металла для перронного зала станции Московского метрополитена «Марьина роща» (арх. А. Куренбаев). Десять панно в технике римской мозаики из стеклянной смальты посвящены историческим московским местам в Останкино, Марьиной роще и др.
29 июля 2013 года в Москве на берегу Останкинского пруда открыт памятник В. К. Зворыкину работы Горяева.
Особое место в творчестве Горяева занимает ансамбль Федерального военного мемориального кладбища, над которым он трудился почти девять лет с 2004 года и который завершил в 2013 году[2]. В комплекс ФВМК (руководитель авт. коллектива С. В. Горяев, члены коллектива арх. В. А. Чудновцев, художники В. В. Белоусов, Е. С. Данильченко, Н. В. Диков, Ю. П. Елисеев, Д. Г. Кузнецов, Г. В. Курдов, А. Н. Рыжкин, Е. Н. Рыжкина, С. М. Шведов, А. В. Якименко, искусствовед Н. И. Аникина) входят 78 отдельных произведений искусства из бронзы, природного камня, латуни, стекла и прочее, не считая декоративных решёток на территории.
Кроме монументальных произведений, Горяев занимался также станковой живописью, работал в жанре натюрморта и пейзажа.