Пологова Аделаида Германовна
(1923-2008 гг.)
Заслуженный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР и премии Президента Российской Федерации
Родилась 29.10.1923 г. в Свердловске.
Жила и работала в Москве.
Скульптор. В 1952-1955 гг. училась в Московском институте прикладного и декоративного искусства, в 1955 г. окончила Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (Ленинград). Учителя — П. А. Стемпковский, В. И. Ингал, В.И.Дерунов.
Награждена Золотой медалью АХ СССР в 1988 г. за скульптурную композицию "Материнство" (1960 г.).
Государственная премия СССР 1989 г. за работы на персональной выставке на Кузнецком мосту, цикл композиций "Материнство" (1988 г.) .
Член-корреспондент PAX (1997).
Действительный член Российской академии художеств (2001 г.)
А.Г.Пологова заняла одно из лидирующих мест в отечественном искусстве конца 1960-х годов, где все более усиливался интерес к индивидуальному, личностному началу в человеке.
На смену "суровому стилю" пришло искусство более лирическое, декоративное, мажорное, подчас даже театральное. Пологова одна из первых ввела насыщенный цвет в современную скульптуру и обогатила ее многими новыми темами, художественными приемами и образами.
Её поэтические работы, такие как "Весна", "Ладушки-ладушки", "Переяславские плотники", портреты А.Ланкинена, физика Казанского и другие скульптуры заставляют вспомнить не только лучшие советские произведения, но и искусство древнерусских резчиков.
А.Пологова - самобытный художник, хотя многие пробовали подражать ей. В её искусстве стремление к живописной и пластической игре в лучшем художественном понимании, к выразительности формы и цвета, её декоративности и остроте, гротеску; всем этим она продолжает лучшие традиции русской народной скульптуры.
Она и темы в скульптуре берёт то сказочные, то близкие народной частушке или лирической песне.
В то же время в её работах ощущаются традиции советской пластики - искусства А.Т.Матвеева, И.С.Ефимова и др. Силуэт её скульптур, рисунок, форма каждой детали, её соотношение с целым, так же как и цветовое пятно на пластической форме, при внешней случайности тщательно продуманы и прочувствованы: если их изменить, то нарушится внутреняя пластическая и живописная гармония.
При входе в залы ХХ века Третьяковской галереи зрителя встречает деревянная фигура матери с младенцем под названием «Иди и след свой сохрани», созданная скульптором Аделаидой Пологовой. «Самая прекрасная скульптура нашего времени», - сказал об этой работе академик Дмитрий Жилинский. По его убеждению Пологова сегодня – скульптор № 1 в России.
Аделаида Германовна жила в Москве, в здании академических скульптурных мастерских в районе Владыкино. Старый дом со старым садом чудом уцелел в наши дни. На протяжении долгого времени она из-за боли в ногах практически не выходила из своей мастерской, где она жила в окружении своих друзей – собаки и шести кошек.
Все жизненные невзгоды, перенесенные ею, физические страдания, непризнание со стороны властей (известно, что на знаменитой юбилейной выставке МОСХа Никита Хрущев у ее работы «Материнство» от гнева топал ногами), загадочное исчезновение работ из мастерской – ничто не могло поколебать ее внутреннюю цельность и любовь к людям.
Хорошо знающий Пологову искусствовед Григорий Анисимов (автор предисловия к единственному большому альбому, представляющему работы скульптора) пишет о ее творчестве: «Чем берет художник? Богатой выдумкой, изобретательностью, особым своим чувством прикосновения молотка к бронзе. С утра до вечера художник не знает покоя! Аделаида работает до полного изнеможения, ложится спать и думает о том, что предстоит ей делать завтра… В каждой мелочи, в любой её керамике, стекле, медной выколотке, камне – везде художник».
По своей творческой манере она сродни тем мастерам скульптуры, которые стремятся активизировать пластическую форму, чтобы представить зрителю самые характерные черты изображенных героев.
Бетховен однажды заметил: «Жизнь – трагедия. Ура!» Эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Аделаиды Пологовой, которое одушевляется светлым, жизнестойким мироощущением. Недаром одна из ее работ последнего периода называется – «Амур разбит. Да здравствует Амур!».
Аделаида Германовна – скульптор божьей милостью. Всё, к чему она прикасалась, - глина, дерево, камень, металл, стекло – обретает красоту формы, становясь пластической ценностью и носителем духовного смысла.
"Мне трудно говорить о себе. Все, что я думаю, я, как могу, делаю языком скульптуры. Разумеется, претензии выше возможностей. Мне кажется необходимым условием существования скульптуры место, пространство, где она стоит. На мой взгляд, выставка – не идеальное условие.
Выставка всегда мне кажется полем боя, где все побеждены. В то время как все могли бы быть победителями. Чем большим пространством (возможным для каждой отдельной скульптуры) она обладает, тем сильнее остается память о ней, сильнее ее воздействие. Она становится точкой отсчета, началом новой идеи, размышления.
Что касается скульптуры более интимной – среда ее обитания тоже должна быть чистой. Мне кажется бессмысленным ставить скульптуру среди кустов и деревьев. И кусты, и деревья – тоже формы, и они должны жить в своей чистоте пространства. Возможно, что среда города или интерьера – защита для скульптора,
но, тем не менее, большая честь сделать ее богатой и гармоничной. Музыка стремительных линий проспектов, узлы переплетающихся улиц, причудливые линии крыш – и в этой среде неожиданные живые формы скульптуры в строгих вертикалях стен.
Бытовые условия наших квартир не могут предполагать украшения скульптурой. Нет в них для нее места, с горечью думаю я. Мы слишком бедны, чтобы делать выставки, где разнообразие авторов не вступало бы в борьбу друг с другом, и не воспитан зритель, чтобы с остервенением души не ниспровергать
одного и не возвышать другого.
Порой это приводит и скульптора в несерьезное состояние души. И часто труд его не может найти своего зрителя. Мне кажется, проблемы эти очень серьезны и требуют внимания."(А.Пологова)
Однажды Пологовой задали вопрос: «Если бы к вам пришел Бог, о чем бы вы его попросили?» И она ответила: «Я бы его только поблагодарила».
"Иди и след мой сохрани", 1987г.
Дерево, роспись, позолота
В. 150
Скульптура «Иди и след мой сохрани» – произведение в известной мере автобиографическое: в детстве потерявшая мать, художница обращается к ее памяти. Но здесь и глубокое, оригинальное осмысление темы материнства вообще, понимаемого как вечная драма смены поколений в непрекращающемся жизненном потоке.
Руки матери выпускают ребенка в мир. Ее лицо – скорбная маска прощания. При всем внутреннем трагизме, произведение удивительно мажорно. Работа отмечена особой гармонией и богатством эмоциональных оттенков, пластичностью и сочностью в обработке дерева.
Среди основных работ также: "Хранительница домашнего очага" (1983, дерево), "Успевайте петь колыбельные песни" (1983, дерево), "Древо жизни" (1986), "Колыбельная" (1988), "Гоголь" (1991, дерево), "Рай моей юности" (1993, керамика), "Серафим Саровский" (1990, дерево), "Зимний пейзаж" (1990, дере-во), "Разбитый амур" (1994), "Русалка" (1995), "Мальчик на коне" (1995) и многие другие..