«Художники – Москве» в Новой Третьяковке
Н.И. Аникина
Искусствовед,
Заслуженный деятель искусств РФ,
Академик Российской академии художеств
С 6 по 19 октября в выставочном зале Союза художников России в здании Новой Третьяковской галереи на Крымском валу прошла Региональная выставка МОСХ России. Это вторая часть выставочного проекта «Художники – Москве», первая часть которого состоялась в зале на Беговой улице.
Можно подвести первые итоги выставки, ставшей отчетом МОСХ России за пять лет, прошедших с предыдущего регионального смотра. В экспозиции обоих залов было представлено около 600 произведений 456 авторов в самых разных видах и жанрах изобразительного искусства. На площадке СХР в здании на Крымском валу экспонировалось около 400 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства. Произведениями contemporary art на выставке условно можно было счесть буквально 3-4 работы, все остальное без натяжки относится к традиционному сегменту в современном изобразительном искусстве. По составу имен и произведений Региональная выставка МОСХ России чрезвычайно наглядно продемонстрировала процессы, происходящие в отечественном искусстве традиционного направления. И первое, что бросается в глаза – это огромное стилевое многообразие творчества московских художников. В пространстве искусства утвердилось равноправие исторических источников: кому-то ближе бывшие бубнововалетцы «Бытия», кому-то аристократы кисти из «Маковца», а кто-то продолжает линию «строгого реализма» В. Стожарова, Е. Зверькова, А. Тутунова, В. Сидорова, А. и С. Ткачевых, иные берут себе в учителя романтиков «сурового стиля» от Н. Андронова до Д. Жилинского. Новых направлений за последние двадцать лет в традиционном искусстве не появилось. Скорее действует девиз: «Если не можем быть созидателями стиля, то станем хранителями мастерства».
В живописном разделе выставки самым большим открытием, тронувшим сердце, явились два небольших портрета Виктора Иванова «Маша у окна» и «В.Ф. Каменев». Это абсолютная классика и это абсолютная живопись. Академики не подвели, представив много ярких, узнаваемых картин. По центру большого зала расположились монументальные полотна Зураба Церетели из серий «В дорогу» и «Чарли Чаплин», рядом экспрессивный «Сон» Виктора Калинина и красивые сибирские пейзажи «Осенняя Катунь» и «Осень наступает. Телецкое озеро» Евгения Ромашко, а слева выразительные декоративные картины «Весна. Яблоня в цвету» и «У колодца» Николая Боровского. В этом же экспозиционном пространстве, контрастируя друг с другом, притягивали внимание полотна ведущих художников страны: «Урок музыки» Василия Нестеренко», «Наташа» и «Любимый сад» Владимира Соковнина, «Бронзовый век» Николая Колупаева, «Керосин» Андрея Бобыкина, «После полудня» Анатолия Любавина, «Перед зеркалом. Золотые косы (Ева)» Виктора Глухова, «Искушение лентяя» Сергея Гавриляченко, «Октябрь уж наступил» Валерия Полотнова, «Моя Москва» Алексея Суховецкого, «Интерьер мастерской и «На кухне» Андрея Дубова, «Моя семья» Николая Горского-Чернышева, «Скоро весна» Веры Лагутенковой, «Тихий день осени» Николая Пластова, «Ягодницы» Милеуши Гатауллиной.
Всех перечислить невозможно, а описывать живопись занятие довольно спорное, но еще об одном живописце нужно непременно упомянуть. В отдельном выставочном пространстве устроители экспозиции поместили картины патриарха изобразительного искусства, выдающегося человека и выдающегося педагога Бориса Михайловича Неменского. Он перешагнул столетний рубеж и не утерял ни художественный темперамент, ни связь со временем. Именно он представил редкую на выставке тему «Защитником русского мира (Донбасс)» Браво, Мастер!
Графика в экспозиции Региональной выставки разместилась почти вперемежку с живописью и порой трудно определить, к какому виду отнести ту или иную работу. Большой лист «Старосадский переулок» в смешанной технике Константина Петрова – прекрасная живопись, хоть и входит в графический раздел. А эскизы к кинокартине «Русские жены» Валерия Архипова как раз чистая графика. Произведения знаменитой семьи Стекольщиковых: «Хороший день» Вячеслава Стекольщикова, «Земля Аркадия Пластова» Антона Стекольщикова, «Солнечный интерьер» Млады Финогеновой и свежо написанный интерьер с автопортретом «Письма деда» Ксении Стекольщиковой – это притаившаяся в графическом разделе классическая живопись московской школы. Впрочем, графики в классическом смысле слова на выставке достаточно. П прежде всего необходимо отметить превосходные графические портреты из серии «Мой современник» Александра Теслика, где образы юных людей изящно и выразительно воплощены в старинной технике карандашного рисунка. Заслуживают внимания карандашные натюрморты Елены Лейтес, линогравюры Виктории Афонской из серии «Сухие подсолнухи» и Сергея Афонского из серии «Иов», сказочной красоты холсты темперой «Рыба пошла» и «Фрукты и собаки» Валерия Гошко, офорты «Особняк» и «Акт творения» Дениса Мациевского, цветная литография «Сиюминутность, впаянная в вечность» Анастасии Полотновой, пастель «Дождливый Архангельск» Лады Подольской и, конечно же, виртуозные цветные офорты «Весна в Тарусе» и «Новый год в Тарусе» Ольги Тучиной.
Художники декоративно-прикладного искусства все последние десятилетия, не отказываясь от завоеваний «шестидесятников», ищут новые темы и формы для воплощения духа времени. Иногда это получается, иногда нет, но отрадно постоянное движение вперед. В нынешней экспозиции есть очень сильные произведения, например, гобелен «Четыре всадника Апокалипсиса» Андрея Мадекина, «Притча о слепых» Татьяны Новиковой, фарфор Галины Корзиной «Памяти Сотникова». Довольно много хорошей декоративной керамики: выразительная композиция из шамота «Влюбленный гусь» Александры Створы, оригинальная «Коммуналка» Ирины Герман, «Фавн» Анны Нюренберг, «Праздник города» Татьяны Обуховой, вазы «Лето красное» Татьяны Пунанс, «Прощение» Марины Степановой-Ланской, фарфоровые статуэтки Варвары Чекменевой. Есть и оригинальное декоративное стекло, например, «В другой плоскости» Екатерины Ивановой-Остапенко, скульптурная композиция их хрусталя «Ласка смерти» Андрея Криволапова, волшебно скомпонованный в технике гутного стекла «Снегопад» Юлии Мерзликиной, очень современная «Рутина жизни» Дмитрия Платонова. Ну, и конечно же много малых и больших гобеленов: триптих «Новые горизонты» в авторской технике Анны Нечепорук, прелестные миниатюрные гобелены серии «Дороги» Марины Нечепорук, «Почти зима. Почти пейзаж» Натальи Лаврентьевой, «Вечерняя симфония» Елены Демидовой, «Стена» Василины Боковой, «Священное дерево» Марии Маломуд, … Ювелирный раздел украшал «Парад планет» Натальи Гаттенбергер, а в витрине затаились воинственные шлемы «Ветераны», «Новобранец», «Политрук» Богдана Гоготова.
Раздел монументалистов представлен размещенной на входе в аванзал эффектным триптихом («Лето», «Розовый стул», «Серый день. Дельфиниум») Марии Красильниковой. Произведения недавно ушедших от нас Игоря Пчельникова («Вход» и «Выход») и Ивана Лубенникова («Яблочки» и «Баталия») представлены как дань памяти этим выдающимся мастерам монументального искусства. Среди прочих работ выделяются мозаичная композиция из 7 частей «Концерт» Феликса Буха, композиция из стекла и металла «Сообщающиеся сосуды» Максима Харлова, мозаичная «Скрипка» Варвары Москвитиной, мозаичные панно «Цветы», «Серебряное утро», «Белградский дворик» Василины Королевой, «Даниловская набережная» и «Космодамиановская набережная» Алексея Жучкова, «Маленький красный кубик» Алины Баталиной. Пожалуй, что скорее к монументальному разделу примыкают оригинальные панно в авторской технике на левкасе «Ковчег Архимеда» и «Рождение Афины Паллады» Дмитрия Санджиева.
Скульптура, как искусство пространственное, всегда украшает выставочные экспозиции, и нынешняя выставка не исключение. Московские скульпторы по традиции высоко держат планку выдающейся русской скульптурной школы. По центру зала была установлена однофигурная композиция «Арно д’Огрив. Президент Академии изящных искусств Франции. Друг СССР» Андрея Ковальчука. Эта модель памятника стала точкой отсчета для скульптурного раздела выставка. Почти напротив бронзовый «Узел» Александра Бурганова, невдалеке бронзовый портрет «Волейболист К.К. Рева» Николая Иванова. Керамический «Витязь на распутье», как всегда у Дмитрия Тугаринова, поражает остротой решения. Пластически совершенная «Фигуристка» Виктора Корнеева, очень интересная скульптура «Че Гевара» Александра Цигаля, узнаваемая «Сова с совятами» Александра Рукавишникова, стильный «Протопоп Аввакум» (дерево, роспись) Владимира Буйначева, симпатичная композиция «Засыпание» (бронза) Ивана Балашова, суровая «Ио» Елены Суровцевой, интересный «Философский камень» Михаила Дронова, - перечень работ и имен можно продолжать, но масштаб и характер скульптурного смотра уже понятен. Почти весь цвет московского скульптурного сообщества представил свои работы на Региональную выставку МОСХ России. В их числе Мария Бурганова, Андрей Балашов, Виктор Белоусов, Александр Миронов, Ольга Карелиц, Игорь Лукшт, Тагир Субханкулов, Георгий Курдов и многие другие. Отдельного упоминания заслуживают занятный «Эскадренный броненосец» Георгия Смирнова. Высоким качеством скульптурного раздела выставка обязана большим организационным усилиям Павла Тураева, который и сам показал интересную композицию «Найда» (шамот, эмаль).
В витринах по традиции разместили медали и плакеты замечательного скульптора Геннадия Правоторова, известных медальеров Виктора Ерохина, Андрея Забалуева, скульптора Петра Добролюбова. В витринах расположились и труды московских искусствоведов: Д.О. Швидковского, В.П. Сысоева, Л.В. Ширшовой, И.Ю. Перфильевой, Н.И. Аникиной, А.И. Рожина, Е.Н. Рыжкиной, Н.Д. Кориной, О.Г. Чичвариной, Е.А. Скоробогачевой.
Выставка в целом получилась, экспозиторы показали, кто чем дышит, за что отдельное спасибо Петру Радимову, Андрею Дубову, Николаю Горскому-Чернышеву, Марии Красильниковой, Ольге Тучиной, Николаю Пластову, Александре Створе, Павлу Тураеву и Сергею Смурову.
И последнее по месту, но не по важности. Все-таки в экспозицию попало немало проходных работ даже известных авторов. Когда-то Павел Филонов сказал: «Упорно и точно думает над каждым атомом делаемой вещи». Жаль, когда интересный замысел талантливого художника не дотягивается до возможного совершенства. Да и работ, способных вызвать удивление, ставших открытиями на выставке меньше, чем хотелось бы.
Я помню счастливое для московского искусства время, когда вокруг него кипели споры, потому что художники жили теми же интересами и спорами, что и общество. У москвичей есть талант, хорошая школа, высокая культура работы, живой темперамент, чтобы следующий смотр искусства Москвы был наполнен современной жизнью, ее стремлениями и противоречиями.