В Москве прошел конкурс скульптур «Памятник погибшим предприятиям», организованный фестивалем «ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!». История нашей страны тесно связана с этим культурным событием, которое явилось откликом на современное положение промышленных предприятий, которые во времена ВОВ «ковали победу» для фронта, а в мирное время – обеспечивали государство самолетами, автомобилями, одеждой и питанием, создавая качественный продукт. От того так печально осознавать их полное разрушение, утерю рабочих мест, замену отечественного товара – импортным, не лучшего качества.
Конкурс проходил в два этапа: I – c 11 июня по 11 августа, и II – отбор работ финалистов с 12 по 16 августа. Призовой фонд конкурса составил 250 тысяч рублей, по итогам конкурса победитель получил премию в размере 75 тысяч.
Победителем конкурса стал скульптор Роман Борисович Ручкин из г. Санкт-Петербурга. В 1987 году он окончил факультет скульптуры СПбГАИЖСА (Академии художеств) им. Репина. На конкурсе «Памятник погибшим предприятиям» была высоко оценена его работа «Икар», которая, по словам самого скульптора, «представляет собой скульптуру мифологического Икара в момент гибели. Закрытые и закрывающиеся промышленные предприятия в Российской Федерации предназначены были для подъёма российской экономики, но их постигла судьба Икара, попытавшегося подняться к солнцу.
Памятник представляет собой фигуру поверженного героя на постаменте в виде скалы, в которую встроена плашка с надписью "памятник погибшим предприятиям». Именно такую характеристику дал автор победоносного проекта своему творению.
«Арт-контракт» задал несколько вопросов Роману Ручкину о его творческой деятельности и участии в конкурсе.
А.-К.: Что для Вас искусство и на каком месте оно стоит в Вашей жизни ? Как давно Вы занимаетесь скульптурой и единственный ли это вид искусства , в котором Вы работаете , или есть , например , в вашей жизни живопись , рисунок ?
Р.Р.: Я выбрал эту профессию, немало другого перепробовав. То, чем я занимаюсь- наиболее интересно для меня. Иногда думаю, что это всего важнее в моей жизни. Во всяком случае, искусство - одна из важнейших составляющих цивилизации, убеждён.
Была и живопись. Естественно - рисование. Немного занимался дизайном. Работал художником-постановщиком в театрах: около 10 спектаклей. Оформлял книги (тоже не много). Учился всему этому, но закончил факультет скульптуры.
А.-К.: Почему конкурс "Памятник погибшим предприятиям " вызвал в Вашем сердце такой отклик?
Р.Р.: Я участвовал во многих конкурсах, связанных с монументальной скульптурой. К сожалению, явное большинство проводимых ныне конкурсов ангажировано, и проводятся они не с целью выбрать наиболее интересное и красивое решение. В данном случае, по некоторым признакам, было похоже, что может состояться честный выбор. И тема весьма актуальна и значительна - не то, что памятник какому-нибудь огурцу (или мультперсонажу), которых в последние годы избыток.
А.-К.: Связано ли это с Вашей жизнью или жизнью ваших родных, в памятнике чувствуется боль от утраты этих предприятий. Как считаете, как сказалось уничтожение такого огромного количества заводов и рабочих мест на жизни современной России?
Р.Р.: Да, мне приходилось работать на предприятиях, и не только промышленных. Не так много, в основном в молодости. Дело не в этом. Я понимаю, что нынешнее состояние и тенденция развития отечественной экономики, в том числе и промышленности - печальный факт нашего времени. Всё это может привести к концу российской цивилизации. Можно ли это исправить? У меня нет ответа и понимания. Конечно, эти проблемы отразились на жизни и судьбах людей и общества. Разнонаправленно и в разной степени. Это очень большая тема и больная - плохого для России, как кажется, больше, чем хорошего.
Очевидно, что автор проекта памятника-победителя всецело сочувствует сложившейся на промышленном поле России ситуации. Погибающий Икар как нельзя лучше отражает современное состояние промышленности и горечь утраты масштабных производств.
Участие художников и скульпторов в таких проектах, как «ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!» обращает внимание на важные для современности социальные проблемы. Это искусство не ради искусства, но ради важнейшей цели – обратить внимание населения на актуальные для нашей страны проблемы. Это искусство катарсическое, наполненное смыслами. И это тоже важно.
Автор: /Коробихина Елизавета/