Конференция: «Портрет в эпоху селфи»

17 мая в Выставочном Центре МОСХ России прошла
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Портрет в эпоху селфи. Проблемы идентичности в изобразительном искусстве».

Открыл конференцию председатель МОСХ России, народный художник РФ, академик и член президиума Российской академии художеств Н.И. Боровской, который отметил прекрасную сложившуюся практику проведения совместных конференций и выставок МОСХ России, РАХ и АИС. Уже пятый год подряд подобные конференции и круглые столы становятся событием в художественной жизни Москвы. Материалы конференции издаются в виде научных сборников.


Большой интерес к теме нынешней конференции отметили в своем выступлении инициаторы конференции и кураторы приуроченной к конференции выставки «Портрет в эпоху селфи», искусствоведы Наталья Аникина, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАХ и Ада Сафарова, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ.


Н.И. Аникина посвятила выступление конструкции выставочного проекта «Портрет в эпоху селфи», построенного на презентации портрета в творчестве разных поколений от «шестидесятников» до творческой молодежи, чьи произведения портретного жанра взяты с последней Молодежной выставки МОСХ России. Внутри выставочного проекта есть «выставка в выставке» - это корпус портретов Сергея Горяева, сделанных самыми разными художниками от Виталия Горяева и Ревеля Федорова до Юрия Калюты и Алексея Якименко. Это позволяет проследить историю стилевых направлений за последние полвека.


Ада Сафарова обратилась к проблеме взаимодействия художественной идеи и личности на примере Московского концептуализма, проанализировав значение фотопортретов художников в момент проведения ими акций. «Периферийное зрение» документальных фотопортретов Кизельваттера в наше время превратилось в «коллективный портрет» эпохи 1970-х - 1980-х. Но «документальность» фотофиксации акций contemporary art может быть и средством провокации, как в цикле фотопортретов Фабра в Эрмитаже.
В докладах на конференции затрагивался очень широкий диапазон тем.


Елена Романова проанализировала художественную генетику и образный строй женских портретов Зураба Церетели, а Любовь Ширшова дала широкую панораму развития портретного жанра в творчестве Салавата Щербакова.


Развернутый исторический анализ фотопортрета от XIX до XXI века, от «зеркального» селфи эпохи Эмиля Золя до постановочного «высокого селфи» 2010-х годов прозвучал в содержательном докладе Александра Шклярука.


Большой интерес вызвали доклады Татьяны Астраханцевой о портрете в декоративном искусстве с 1920-х годов до нашего времени и Натальи Митрофановой о портретах в современной авторской вышивке разных стран от Норвегии до Южной Кореи.


Сергей Орлов обратился к смене отношения к человеку от эпохи кэпохе в искусстве, взяв как программную тему «Автопортрет в мастерской художника» (Вермеер, Магритт, Де Кирико). Марина Терехович на обширном документальном материале продемонстрировала творческое разнообразие в монументальном искусстве ХХ века портретов исторических деятелей, в числе которых уникальное панно Афанасия Осипова в Якутске со 120 персонажами или грандиозный «Консилиум» Леонида Полищука в Москве. Отдельную тему в докладе Марины Терехович составил анализ современного московского портретного стрит-арта, не всегда служащего к украшению города. 

Дмитрий Панченко, известный художник, говорил о жизни современной живописи, которая упорно существует после ее объявленной смерти.
Доклад Петра Баранова содержал интересный анализ портретного творчества скульптора Леонида Баранова, создавшего уникальную галерею портретов творческой интеллигенции России: Юрия Любимова, Зураба Церетели, Григория Брусиловского, Олега Савостюка, Дмитрия Жилинского и других.


Лариса Бадаева подробно обрисовала творческий метод известного чеченского художника Зайнди Аласханова, чьи портреты соединили в себе традиции русской реалистической живописи и национальные черты.


Идентичности в селфи и в художественном графическом портрете был посвящен доклад Елизаветы Рыжкиной, отдельный раздел которого составил анализ портретов в редчайшей технике серебряного карандаша работы Александра Рыжкина.


Оригинальный взгляд на поэтику современного селфи продемонстрировала Екатерина Горяева, чьи острые сравнения мускулинности портретов римских воинов и фотопортретов в спортзале, портрета Олимпии кисти Эдуарда Мане и фотопортрета Рианы и другие смелые наблюдения раскрыли новые возможности встраивания селфи в многовековую историю культуры.


Аналитический доклад Николая Наумова назывался «Внутренний портрет. Феноменология – теория – практика». На многочисленных примерах изобразительного искусства XX-XXI века, особенно представленных на выставке «Портрет в эпоху селфи», Николай Наумов раскрывает диалектику «внешней» и «внутренней» формы портрета и переход к «внутренней метафорической форме».


Сергей Головач избрал темой доклада «Достоинства «внешнего взгляда» в эпоху «зеркал», автопортретов и селфи». В его сообщении подробно проанализированы этапы фотофиксации человека с XIX века через сложный, связанный с работой многих специалистов фотопортрет эпохи авангарда к медиа-реальности Уорхола, и системному кризису идентичности в наши дни, когда «я» остается единственной подлинностью, где все поддается имитации.
Несколько докладов не были по разным причинам озвучены на конференции и войдут в сборник, который по сложившейся традиции выпустит МОСХ России.

Партнеры

  • СРХ
  • Арт Контакт
  • Культура.РФ

Московское отделение ВТОО «Союза художников России»

Выставочный зал открыт с понедельника по субботу с 11:00 до 19:00

Секретариат, бухгалтерия и отдел кадров работают: вторник, среда, четверг с 11:00 до 17:00