43 Молодежная выставка МОСХ России «Молодёжка – 2023»

Место проведения: 1 и 2 этаж

Время работы: Ежедневно с 11 до 19, выходной – воскресенье

Тел./Факс.: (495) 945-2995, (495) 945-4297

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Выставка работает с 30 марта по 20 апреля 2023 года.
Торжественное открытие состоится 30 марта в 17.00.
Вход свободный, 8+
Альбом с произведениями участников выставки в ВКонтакте,
до 20 апреля открыто онлайн-голосование на «Приз зрительских симпатий».

43 Молодежная выставка МОСХ России, проходящая в выставочном зале на Беговой улице, собрала главным образом студентов и недавних выпускников художественных ВУЗов Столицы.

Более половины из 305 молодых художников, чьи работы придирчивый выставком отобрал для экспонирования, родились уже в XXI веке. Это в буквальном смысле слова «племя младое, незнакомое». «Шестидесятники» годятся им в дедушки, а молодежь времен «перестройки» 1980-х – в отцы. Искусство XX века они воспринимают как историческую кладовую стилевых форм, сюжетов, разнообразных жанров и направлений, как учебный класс. Глубину усвоенных уроков как раз и демонстрирует творческая молодежь Москвы, получившая классическое художественное образование и собравшаяся в наше переломное время на Беговой.

Живопись, как всегда, занимает в экспозиции самое большое место. Из более чем 350 произведений, представленных на нынешней «Молодёжке», около 230 – картины разных жанров. Заметно, что по сравнению с 2010-ми годами пейзажей и портретов стало меньше, а тематических полотен, порой очень сложно сочиненных, больше. Молодежь волнуют смыслы той действительности, которая протекает за пределами творческой тусовки. Одним из центральных полотен в экспозиции является «Всадник» Александра Ганьшина, где на огромном холсте фрагментарно помещен условный красный конь с условным казаком, скадрированным без головы и плеч. По всем формальным признакам картина символична, несет в себе метафору нашей жизни, в которой перепуталось белое и красное, революционное и консервативное, прошлое и будущее. В картине «Далеко» из серии «Мое время» Дарьи Буравцевой современное одиночество вдвоем обозначено двумя юными возлюбленными, даже в постели не отрывающимися от светящихся мобильников. Ироничный холст «Пиит и Муза» Дарьи Румянцевой чем-то напоминает о пронизанной аллюзиями бытийственной живописи Ивана Лубенникова. А Гегам Погосян создал узнаваемый гармоничный мир в прелестной «Моей Армении». Серьезную заявку на собственное прочтение философской темы: «Россия и ее базовый элемент», – сделала в картине «Хлеб» Полина Гитлина. Много в экспозиции деревенских и около деревенских пейзажей разной степени пластической и композиционной найденности: от изысканного серебристого триптиха «Соловецкие домики» Дарьи Ефремовой или «Разрушенных воспоминаний» Зейнаб Ягубовой до «В ночи» Софьи Андрияки.

Заметное место в последние годы принадлежит картинам на производственные темы. В круг таких картин входят «Рабочие перекусывают» Марии Малакаевой, «Восстановление» Ильи Ковалева, «Строются» Марии Грачевой,  «Строители» Анастасии Игнатовой, «Ткач ткет Тать» Елены Чуркиной и многие другие. Молодые активно осваивают и религиозные темы в светском исполнении, иногда получается очень затейливо и философски продумано, как у Артема Данилова в гризайли «Ночь дошла до предела, крикнул третий петух», в изображение которой органично включен развернутый поэтический текст. Словом, вроде бы все благополучно. Наследников традиционной живописи достаточно, картин много, и они разные. Новое поколение охотно апеллирует к предшественникам, любимым и творческим сообществом, и критикой, вроде авангарда 1920-х, «шестидесятников», героев московской школы живописи, лидеров метафорического направления 1980-х. Все это хорошо. Плохо другое - молодые художники в массе своей небрежны в работе с колоритом, композицией, фактурами, то есть с самой сутью живописи, с тем, что определяет эпоху в изобразительном искусстве. Классическое искусство – это все-таки не клип, не секундная тень в гаджете. Традиционная живопись, как сто, двести, пятьсот лет назад призвана говорить пластическим языком о подлинно человечном, и этот язык каждое новое поколение должно обновлять и совершенствовать, а иначе не стоило и пробовать.

У графиков все ровно, без явных провалов, но и без особенных дерзаний. Выставком отметил крепкие, профессиональные серии шелкографий Вероники Федорцовой и цветных литографий Анны Канфер. К ним можно добавить симпатичный офорт «Сон в летнюю ночь» Елены Дудаковой, красивые листы в технике цветной литографии «Боль» и «Блок» Лусинэ Татевосян; занятные иллюстрации «Джордж Оруэлл. 1984» Марии Ветровой и «Стальная воля» Кирилла Вязникова. Плакатов немного, но листы «Разнообразие единого» Натальи Гапоновой и «От мечты к личности» Полины Красули запоминаются с первого взгляда.

Очень симпатичны представленные на выставке произведения сценографии. Авторы нисколько не скрывают художественные истоки своего вдохновения, но это не мешает творческой уместности их произведений. Замечательная сценка из сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес» Анастасии Лебедевой генетически связана с чудесными иллюстрациями к Гофману Сергея Алимова 1998 года. «Императрица» Варвары Ратниковой с ее пастельными тонами навевает воспоминания о «Мире искусства» и гуашах с акварелями Евгения Лансере и Александра Бенуа. Лист «Ромео и Джульетта» из серии «Пьесы У. Шекспира» Александры Прасоловой хорошего рисунка, стройной композиции в духе театральности П. Вильямса или Н. Шифрина. И это не о вторичности произведений молодежи, а об умном усвоении опыта предшественников.

Раздел декоративного и монументального искусства небольшой, но традиционно качественный. Строгановская школа продолжает поставлять в наше художественное пространство профессионально подготовленных, умелых и одаренных художников. Приятно удивила и тронула работа Анны Марамыгиной «Завтрак для муравья». Пласты из шамота с надглазурной росписью на редкость хорошего вкуса, верно найденного масштаба и изящного рисунка. Оригинально разработала традиционную тему Мария Голунова в серии фарфоровых форм «Матрешки». Дарья Блохина представила гобелен «Разговор о вечном», вызвав искреннее уважение: трудно в наше время заниматься столь масштабным ручным ткачеством. Симпатичную инсталляцию из двух объемных форм с покрытием римской мозаикой «Поля» показал Василий Фортов, а Светлана Береговская представила инсталляцию «Воспоминания о лете» (фигуры из белой проволоки на цветном фоне), продолжив тему, которую она уже показывала на Кузнецком мосту, 11. Профессионально сделанная, изящная серия декоративных блюд из стекла в технике фьюзинг «Утро» Виктории Рысиной завершает краткий обзор декоративного раздела. Отдельно хочется упомянуть об очень трогательном произведении: медалях Сергея Шилова «Медаль учителю» в витрине раздела ДПИ. Они посвящены преподавателю МСХШ Г.Р. Шишкину и дают пищу если не эстетическому наслаждению, то умилению и благодарности.

И, наконец, последний по счету, но не по значению, раздел скульптуры. В нынешнем году он очень небольшой, и в общем мало представительный, что удивительно, если учесть, какую заметную роль в последние 20 лет играет скульптура в нашей художественной жизни. Есть немного симпатичной камерной пластики, например, анималистика Анастасии Якубовой («Слон с веткой», «Сидящий слон», «Лошадь»); полуабстракция Полины Абрамовой «Ирис 2» из крашеной бронзы; деревянная женская модель Анны Быковой «5:25»; фигура из пластика в духе contemporary art «Man in overalls» Лады Рещенко. Воспоминаниями об эпохе Мотовилова пропитана композиция «Азарт» Михаила Губинского. В центре выставочного зала установлена внушительного размера скульптура-инсталляция Федора Сурова «Модулор», чьи деревянные крашеные объемы отсылают зрителя столько же к «Модулору» Ле Корбюзье, сколько и к современной крашеной дворовой скульптуре.

Несколько сотен произведений невозможно описать в краткой заметке для сайта. И вообще, изобразительное искусство лучше смотреть, чем о нем читать. Триста авторов, разные по школе, темпераменту, таланту, направлению, степени профессиональной зрелости. И все-таки это «разнообразие единого» – искусства классического, которое вечно как мир. Молодых нужно смотреть, замечать, обсуждать, поощрять, а то рискуешь просмотреть будущее.

Большой дороги и настоящей судьбы Вам, молодые!
 
Статья:
«Молодёжка» на Беговой. Разнообразие единого.
Н.И. Аникина
искусствовед, академик РАХ

Партнеры

  • СРХ
  • Арт Контакт
  • Культура.РФ

Московское отделение ВТОО «Союза художников России»

Выставочный зал открыт с понедельника по субботу с 11:00 до 19:00

Секретариат, бухгалтерия и отдел кадров работают: вторник, среда, четверг с 11:00 до 17:00